Профессиональная рихтовка кузова. Часть 1

Цель проведения рихтовочных работ

Рихтовка существует для выравнивания всех поврежденных участков кузова — с помощью сварки и специальных инструментов. Чтобы исправить небольшие повреждения, профессионалы используют молотки, которые различаются своими геометрическими формами и нанесенным покрытием.

Функции рихтовки:

- снятие напряжения, образовавшегося внутри металла из-за аварии (удара);
- восстановление деформированных деталей;
- подготовка к окрашиванию различных участков.
Грамотные специалисты, перед самым началом работ определяются с самой техникой (методикой). Здесь нет мелочей. К примеру, если попытаться выравнять вмятину, воздействуя молотком на ее середину, есть риск получить новое коробление, сжатие и искривление металлической поверхности. Вследствие неправильных действий, можно еще больше нарушить прочность металла. Вот почему данный метод применяется только для наружных элементов.

Как убрать значительные вмятины?

Как правило, для того, чтобы убрать существенные дефекты, используется рихтовочный молоток. Как это происходит?
Начальный этап — нанесение слабых ударов по краям
Второй этап — смещение направления ударов к центру повреждения
Если делать все это четко и правильно, геометрия и форма деталей восстанавливается за небольшой срок (и снимается напряжение). Но данная методика невозможна без длительных навыков.

Опытный рихтовщик знает и учитывает такие нюансы:

1) начальный удар, нанесенный в центральную часть повреждения, приводит к излишнему напряжению;
2) участок, подвергшийся удару, приобретет большую жесткость, что усложнит последующую работу;
3) если геометрия была восстановлена методом спиралевидной рихтовки, нужно разгладить все оставшиеся углубления; тут подойдет уже совсем иная методика – «прямая ковка».

Как устранить «вспученный» участок

Особенность метода «прямой ковки»: она не снимает напряжения металла. Такая попытка устранить вмятины позволит ликвидировать лишь те углубления, которые можно назвать незначительными. Есть такой нюанс: при расположении в непосредственной близости центральной части устраненных вмятин, он не способствуют снижению напряжения металла. Нередки случаи, когда появится выгибание поверхности от незначительного удара. Как разобраться с этой проблемой? С помощью термической обработки. Она снижает напряжение непосредственно в центральной части, используя горелку для сварки. Затем поверхность рихтуется, молотком и контропорой.
Для осаждения значительного кол-ва металла нужно контролировать т-ру того места, которое обрабатывается горелкой, охлаждая его водой.
Для втягивание вспученной поверхности нужны хорошие навыки.
Вначале исследуется место обработки, находится центральная часть выпуклости. Ее разогревают горелкой до появления насыщенного бардового оттенка. Горелка должно двигаться по спирали. Следом используется «прямая ковка», а центральную часть охлаждается.

Второй способ, как произвести осадку вспученного участка

Он используется, когда налицо переизбыток металла – он значительно выделяется на поверхности кузова. Используются те же материалы, а также – молоток с острой кромкой. После этих действий, избыточный металл осаждается в центре. При заключительном этапе в ход вступает газовая горелка; с ее помощью металл, требующий восстановления, нужно разогреть до уже известного оттенка. Для осаждения используется «прямая ковка». Затем происходит охлаждение. Это приводит к тому, что металл уплотняется. Но нужно помнить: при резком охлаждении по металлу могут пойти трещины.
Специалисты рекомендуют использовать не только открытое пламя горелки, но и электрод; его перемещают тем же способом — по спирали.

Как происходит правка с применением вытягивающего молотка

В ряде случаев участки, которые необходимо выпрямить, находятся сбоку, на детали с двойной стенкой. Здесь нужен не рихтовочный молоток – им нельзя воздействовать на другую сторону металла, а специальный вытягивающий молоток. Это – стержень из металла, имеющий груз цилиндрической формы, который перемещается и используется для ударов.
Перед вытягиванием, поверхность вначале нужно зачистить, придав ей металлический блеск. После этого, к ней прикрепляют элементы (это могут быть шпильки либо кольца) – с помощью точечной сварки. Те же элементы необходимо приварить к другим местам вмятины. Специальный вытягивающий молоток закрепляется к приваренным элементам. После это мастер, бьет по рукоятке. В результате этих действий, происходит выравнивание вмятины. Опытный мастер вытягивает ее на дополнительное расстояние – чтобы затем постараться идеально выровнять деформированный участок, используя молоток для рихтовки.